В ЮУрГУ откроется Передовая инженерная школа "Сердце Урала"
Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) вошел в число вузов-победителей конкурсного отбора федерального проекта "Передовые инженерные школы" (ПИШ) и получит в 2024 году государственное финансирование в размере 230,4 млн рублей на создание ПИШ "Сердце Урала".
Школа, которая начнет работу уже в 2024 году, призвана аккумулировать лучшие практики, передовой производственный опыт, научные достижения и обеспечить их передачу новым поколениям инженеров, сообщили РИА Новости в пресс-службе университета.
ПИШ создается в ответ на вызовы, стоящие перед российской отраслью машиностроения в целом и специального транспортного двигателестроения, в частности.
В ситуации резкого повышения спроса на продукцию отрасли, предприятиям-партнерам ПИШ требуется оперативно заместить ушедшую с рынка продукцию зарубежных производителей.
Растет запрос на новые, конкурентоспособные продукты, отвечающие современным требованиям по стоимости, экологичности и интеграции в цифровую среду. Часть задач, стоящих перед отраслью, стратегические для России.
Среди них реализация мегапроекта по производству средне- и высокооборотных дизельных двигателей и продукции на их основе для обеспечения технологического суверенитета.
В то же время существует проблема нехватки квалифицированных кадров, которая частично может быть решена за счет повышения производительности труда и повышения квалификации работников, автоматизации и внедрения новых технологий.
Проекты ПИШ Создавать передовые машины специального назначения- заложено в историческом коде ЮУрГУ при его создании, как политеха Танкограда в 1943 году, сообщил директор ПИШ Сергей Таран.
"Школа создается на базе традиций, опыта, навыков, умений и истории Челябинского политеха, а ныне Южно-Уральского государственного университета, который в свое время славился тем, что был, в первую очередь, направлен на подготовку инженеров в области машиностроения и двигателестроения. Сохранив нашу историю и потенциал, мы ставим перед собой задачу воссоздать школу специального транспортного двигателестроения. Наши выпускники-инженеры будут создавать новую, современную технику на предприятиях, которые занимаются производством, в первую очередь, дизельных двигателей и продукции на их основе", – рассказал он РИА Новости.
По его словам, на протяжении последних 10 лет в университете совместно с крупными предприятиями транспортного машиностроения уже реализуются проекты по созданию спецтехники нового поколения в рамках импортозамещения и импортоопережения.
Предполагается, что к 2030 году в ПИШ будет создано более 20 продуктов, обеспечивающих технологический суверенитет в трех магистральных направлениях: "двигатели гражданского и специального назначения", "спецтехника для умных городов" и "интеллектуальные системы управления спецтранспортом".
По каждому из направлений имеются заделы, и совместно с предприятиями-партнерами сформированы дорожные карты.
Среди конкретных примеров – перспективные гибридные силовые установки, роботизированные транспортно-технологические платформы и системы управления для них.
ЮУрГУ обладает компетенциями в создании сложных машин и механизмов, востребованных рынком.
Предприятия-партнеры и университет уже сейчас располагают парком уникального испытательного и исследовательского оборудования.
Для реализации задач ПИШ необходимо дальнейшее развитие и совершенствование научно-образовательной инфраструктуры.
Соответствующие расходы уже заложены в инвестиционные программы предприятий партнеров, поддержку оказывают правительство Челябинской области и Союз машиностроителей России.
Как изменится подготовка будущих инженеров Образовательная модель ПИШ "Сердце Урала" строится как ответ на задачу, поставленную партнерами: подготовить инженеров – конструкторов, технологов и техностартеров – и команды специалистов, обладающих компетенциями в нескольких инженерно-технических областях и способных решать актуальные задачи промышленного комплекса Большого Урала.
"Уже сейчас мы начинаем работать со студентами магистратуры университета и применять новые образовательные практики, поскольку перед ПИШ стоит задача провести первый целевой выпуск уже в 2024 году. Также предстоящим летом мы будем набирать абитуриентов в магистратуру ПИШ. Мы будем работать со студентами с первого курса бакалавриата, наша задача – их вовлечь в инженерные науки, чтобы, окончив университет, они осознанно шли работать на предприятия", – рассказал Сергей Таран.
С 2018 года в вузе реализуется модель проектно-ориентированного образования, которая включает в себя проектно-ориентированные магистратуру и бакалавриат и факультативную проектную деятельность.
ПИШ будет готовить специалистов с компетенциями в двух и более инженерно-технических областях и с навыками предпринимательства.
Для этого будет внедрен комплекс новых образовательных программ.
В первую очередь, будет создана магистратура двух типов: профессиональная, которая будет готовить кадры для отрасли, и исследовательская – для подготовки научно-педагогических кадров.
Для студентов ПИШ разработаны программы базового высшего образования "Перспективные двигатели" и "Специальная техника умного города".
Обучение будет проводиться по заданиям индустриальных партнеров в проектных командах под руководством опытных наставников.
Стажировки и сопровождение проектов со стороны предприятий-партнеров помогут готовить команды инженеров, способные в короткие сроки интегрироваться в производство.
До 2030 года планируется подготовить свыше 1500 инженеров, вовлечь в инженерное творчество более 40 тысяч школьников, переподготовить и повысить квалификацию более чем 700 сотрудникам предприятий отрасли. Проект ПИШ предусматривает постепенное развертывание научной и образовательной инфраструктуры, отметил Сергей Таран.
"Мы будем создавать образовательные программы нового качества и формировать пять образовательных пространств в четырех городах Большого Урала. Центральным объектом станет Межуниверситетский кампус мирового уровня Челябинской области. Одновременно с этим создается распределенный индустриальный комплекс, включающий крупный инженерно-исследовательский центр в городе Миассе, лабораторный комплекс в Нижнем Тагиле, кампус для подготовки кадров и развития инновационного потенциала региона в Кургане", – сообщил он.
Университет объединит в Кольцо ПИШ пять ключевых индустриальных партнеров на территории Большого Урала, семь технологических лидеров и 14 университетов по всей России.
По замыслу создателей, это позволит участникам проекта обмениваться компетенциями, образовательными ресурсами, студентами и командами, отбирая и концентрируя лучшие практики в интересах отрасли и воспитания новых инженеров.
Ссылка: https://na.ria.ru/20231213/yuurgu-1915370873.html