Россия первой в мире начала коммерческую эксплуатацию морского судна в режиме дистанционного управления
Инновационный автомобильно-железнодорожный паром «Генерал Черняховский» стал первым в мире морским судном, приступившим к коммерческой работе в режиме дистанционного управления.
Торжественная церемония запуска экопарома, работающего на линии «Морской порт Усть-Луга – морской порт Калининград», в режиме дистанционного управления состоялась 19 декабря в рамках форума «ЦИФРОВАЯ ТРАНСПОРТАЦИЯ» в ходе пленарной сессии «Мечты, которые сбудутся: российский транспорт 2040».
Судно вышло из морского порта Усть-Луга и в формате онлайн-трансляции продемонстрировало возможности движения с применением средств а-Навигации.
К участникам церемонии обратился первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Андрей Белоусов:
«Сегодня мы запускаем в первый автономный рейс морской паром «Генерал Черняховский». Отмечу, что это не тестовый запуск. Это – старт полноценной коммерческой эксплуатации судна, которое должно доставить в Калининградскую область важные социально значимые грузы. Запуск парома в автономном режиме – результат работы, которая шла в течение нескольких лет. Благодаря реализации проекта Россия является одним из мировых лидеров в разработке и применении автономного судовождения».
В мероприятии приняли участие заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт» Кирилл Гайда, президент АО «Ситроникс» Николай Пожидаев.
Команду о начале запуска парома в дистанционном режиме в Центр дистанционного управления морскими автономными судами (ЦДУ) ФГУП «Росморпорт» передал Александр Пошивай.
На связь с участниками форума из Санкт-Петербурга вышел капитан ЦДУ ФГУП «Росморпорт» Сергей Румянцев, доложив о готовности перехода судна в автономный режим:
«Управление судном принял. Судно следует по маршруту Усть-Луга – Калининград в автономном режиме. Связь с судном стабильна, оборудование ЦДУ и судна исправно работает».
«Опережающее внедрение технологий автономного судовождения способно обеспечить повышение конкурентоспособности, а также широкое применение российских технологий как в России, так и за рубежом, – отметил Александр Пошивай. – В нашей стране развитие морского транспорта с применением технологий автономной навигации является не разовым проектом, а целенаправленной государственной политикой, проводимой Правительством Российской Федерации. Использование технологий автономного судоходства приведет к снижению эксплуатационных затрат судовладельцев, улучшит условия работы экипажей судов».
«Наша страна первая в мире приступила к практическому применению технологий автономного судовождения в реальных условиях. Гордость для ФГУП «Росморпорт» – стоять у истоков внедрения а-Навигации в Российской Федерации как одной из ключевых технологий в цифровой трансформации морской отрасли. Массовая реализация подобных систем среди широкого круга отечественных судовладельцев позволит не только повысить безопасность мореплавания и конкурентоспособность морского транспорта, но и улучшить транспортную логистику России в целом. Уверен, что совместными усилиями мы и дальше будем успешно справляться с поставленными задачами по обеспечению безопасного и бесперебойного судоходства на всем пространстве страны и, как следствие, устойчивого прогрессивного развития морской отрасли», – подчеркнул Кирилл Гайда.
«Сегодняшнее событие – значимая веха для отрасли и всех участников проекта. Это уже можно считать серийным внедрением автономных систем, которыми оснащены два парома линии Усть-Луга – Балтийск. Для этого было установлено специальное оборудование и разработанный нами софт. В комплексе все системы анализируют окружающую обстановку, передают информацию в системы принятия решений, маневрирования и контроля за состоянием судна. Автономное судовождение предназначено для повышения безопасности судоходства. Поэтому свое развитие технология получит и на речных судах. Этой осенью мы провели успешные испытания автономного судовождения в акваториях рек, будем дорабатывать решение и внедрять в следующем году. Ожидаем, что благодаря нашим совместным усилиям в ближайшие несколько лет безэкипажные решения найдут свое место в повседневной работе и на море, и на реках», – отметил Николай Пожидаев.
Паром «Генерал Черняховский» пройдет порядка 500 тыс. морских миль в автономном режиме. Управление судном на протяжении части маршрута, проходящей в открытом море, будет вестись из ЦДУ.
Судно прибудет в морской порт Калининград 21 декабря 2023 года. Работы по переводу паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» в режим автономных судов осуществлялись ФГУП «Росморпорт» совместно с компанией Sitronics KT с 2022 года в рамках федерального проекта «Автономное судовождение».
Паром «Маршал Рокоссовский», находящийся в настоящее время в морском порту Усть-Луга, также готов к эксплуатации в дистанционном режиме. В сентябре текущего года паромы получили первые в России удостоверения морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС).
Документы позволяют осуществлять дистанционное управление судами с возможностью перехода на ручное управление при движении в море, а также на ручное управление с поддержкой принятия решения, в том числе при прохождении узкостей и входе в порт.
На сегодняшний день паромы оснащены оборудованием а-Навигации, включая автономную навигационную систему, оптическую систему анализа окружающей обстановки и состояния судна, систему управления движением и маневрированием, а также систему контроля и наблюдения за системами судна.
Помимо дистанционного управления находящимися в открытом море судами ЦДУ обеспечивает возможность мониторинга окружающей навигационной обстановки, а также контроля основных параметров движения паромов. Центр оснащен необходимым оборудованием, в частности пультом дистанционного управления, и является рабочим местом оператора автономного судна.
О комплексном подходе к внедрению технологий автономного судоходства в нашей стране говорит и событие, состоявшееся в Санкт-Петербурге 17 декабря – открытие в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова тренажерного комплекса для подготовки персонала морских автономных надводных судов (МАНС).
Макаровка стала первым из учебных заведений Росморречфлота, внедривших тренажерные технологии автономного судовождения для использования в образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза.
Университет получил Свидетельство отраслевого ведомства о соответствии своего учебно-тренажерного центра требованиям Минтранса России для подготовки специалистов по управлению морскими автономными надводными судами.
Федеральное агентство морского и речного транспорта выдало разрешение на подготовку в Морском УТЦ университета специалистов МАНС по 10 программам повышения квалификации.
Подготовка специалистов МАНС становится актуальной в связи с активным внедрением технологий А- и Е-Навигации в мировом судоходстве, появлением новой регуляторной базы в мировом и отечественном законодательстве.
Международная морская организация разрабатывает Кодекс МАНС, который ожидается в 2026 г., а с 1 марта 2024 г. в России уже вступает в силу ФЗ-294 от 10.07.23 г., регулирующий внесение изменений в национальное законодательство для обеспечения правового статуса морских автономных надводных судов.