Россия первой в мире начала коммерческую эксплуатацию морского судна в режиме дистанционного управления

Инновационный автомобильно-железнодорожный паром «Генерал Черняховский» стал первым в мире морским судном, приступившим к коммерческой работе в режиме дистанционного управления.

Торжественная церемония запуска экопарома, работающего на линии «Морской порт Усть-Луга – морской порт Калининград», в режиме дистанционного управления состоялась 19 декабря в рамках форума «ЦИФРОВАЯ ТРАНСПОРТАЦИЯ» в ходе пленарной сессии «Мечты, которые сбудутся: российский транспорт 2040».

Судно вышло из морского порта Усть-Луга и в формате онлайн-трансляции продемонстрировало возможности движения с применением средств а-Навигации.

К участникам церемонии обратился первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Андрей Белоусов:

«Сегодня мы запускаем в первый автономный рейс морской паром «Генерал Черняховский». Отмечу, что это не тестовый запуск. Это – старт полноценной коммерческой эксплуатации судна, которое должно доставить в Калининградскую область важные социально значимые грузы. Запуск парома в автономном режиме – результат работы, которая шла в течение нескольких лет. Благодаря реализации проекта Россия является одним из мировых лидеров в разработке и применении автономного судовождения».

В мероприятии приняли участие заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт» Кирилл Гайда, президент АО «Ситроникс» Николай Пожидаев.

Команду о начале запуска парома в дистанционном режиме в Центр дистанционного управления морскими автономными судами (ЦДУ) ФГУП «Росморпорт» передал Александр Пошивай.

На связь с участниками форума из Санкт-Петербурга вышел капитан ЦДУ ФГУП «Росморпорт» Сергей Румянцев, доложив о готовности перехода судна в автономный режим:

«Управление судном принял. Судно следует по маршруту Усть-Луга – Калининград в автономном режиме. Связь с судном стабильна, оборудование ЦДУ и судна исправно работает».

«Опережающее внедрение технологий автономного судовождения способно обеспечить повышение конкурентоспособности, а также широкое применение российских технологий как в России, так и за рубежом, – отметил Александр Пошивай. – В нашей стране развитие морского транспорта с применением технологий автономной навигации является не разовым проектом, а целенаправленной государственной политикой, проводимой Правительством Российской Федерации. Использование технологий автономного судоходства приведет к снижению эксплуатационных затрат судовладельцев, улучшит условия работы экипажей судов».

«Наша страна первая в мире приступила к практическому применению технологий автономного судовождения в реальных условиях. Гордость для ФГУП «Росморпорт» – стоять у истоков внедрения а-Навигации в Российской Федерации как одной из ключевых технологий в цифровой трансформации морской отрасли. Массовая реализация подобных систем среди широкого круга отечественных судовладельцев позволит не только повысить безопасность мореплавания и конкурентоспособность морского транспорта, но и улучшить транспортную логистику России в целом. Уверен, что совместными усилиями мы и дальше будем успешно справляться с поставленными задачами по обеспечению безопасного и бесперебойного судоходства на всем пространстве страны и, как следствие, устойчивого прогрессивного развития морской отрасли», – подчеркнул Кирилл Гайда.

«Сегодняшнее событие – значимая веха для отрасли и всех участников проекта. Это уже можно считать серийным внедрением автономных систем, которыми оснащены два парома линии Усть-Луга – Балтийск. Для этого было установлено специальное оборудование и разработанный нами софт. В комплексе все системы анализируют окружающую обстановку, передают информацию в системы принятия решений, маневрирования и контроля за состоянием судна. Автономное судовождение предназначено для повышения безопасности судоходства. Поэтому свое развитие технология получит и на речных судах. Этой осенью мы провели успешные испытания автономного судовождения в акваториях рек, будем дорабатывать решение и внедрять в следующем году. Ожидаем, что благодаря нашим совместным усилиям в ближайшие несколько лет безэкипажные решения найдут свое место в повседневной работе и на море, и на реках», – отметил Николай Пожидаев.

Паром «Генерал Черняховский» пройдет порядка 500 тыс. морских миль в автономном режиме. Управление судном на протяжении части маршрута, проходящей в открытом море, будет вестись из ЦДУ.

Судно прибудет в морской порт Калининград 21 декабря 2023 года. Работы по переводу паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» в режим автономных судов осуществлялись ФГУП «Росморпорт» совместно с компанией Sitronics KT с 2022 года в рамках федерального проекта «Автономное судовождение».

Паром «Маршал Рокоссовский», находящийся в настоящее время в морском порту Усть-Луга, также готов к эксплуатации в дистанционном режиме. В сентябре текущего года паромы получили первые в России удостоверения морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС).

Документы позволяют осуществлять дистанционное управление судами с возможностью перехода на ручное управление при движении в море, а также на ручное управление с поддержкой принятия решения, в том числе при прохождении узкостей и входе в порт.

На сегодняшний день паромы оснащены оборудованием а-Навигации, включая автономную навигационную систему, оптическую систему анализа окружающей обстановки и состояния судна, систему управления движением и маневрированием, а также систему контроля и наблюдения за системами судна.

Помимо дистанционного управления находящимися в открытом море судами ЦДУ обеспечивает возможность мониторинга окружающей навигационной обстановки, а также контроля основных параметров движения паромов. Центр оснащен необходимым оборудованием, в частности пультом дистанционного управления, и является рабочим местом оператора автономного судна.

О комплексном подходе к внедрению технологий автономного судоходства в нашей стране говорит и событие, состоявшееся в Санкт-Петербурге 17 декабря – открытие в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова тренажерного комплекса для подготовки персонала морских автономных надводных судов (МАНС).

Макаровка стала первым из учебных заведений Росморречфлота, внедривших тренажерные технологии автономного судовождения для использования в образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза.

Университет получил Свидетельство отраслевого ведомства о соответствии своего учебно-тренажерного центра требованиям Минтранса России для подготовки специалистов по управлению морскими автономными надводными судами.

Федеральное агентство морского и речного транспорта выдало разрешение на подготовку в Морском УТЦ университета специалистов МАНС по 10 программам повышения квалификации.

Подготовка специалистов МАНС становится актуальной в связи с активным внедрением технологий А- и Е-Навигации в мировом судоходстве, появлением новой регуляторной базы в мировом и отечественном законодательстве.

Международная морская организация разрабатывает Кодекс МАНС, который ожидается в 2026 г., а с 1 марта 2024 г. в России уже вступает в силу ФЗ-294 от 10.07.23 г., регулирующий внесение изменений в национальное законодательство для обеспечения правового статуса морских автономных надводных судов.

Ссылка: https://morflot.gov.ru/novosti/lenta/rossiya-pervoi-v-mire-nachala-kommercheskuyu-ekspluatatsiyu-morskogo-sudna-v-rezhime-distantsionnogo-upravleniya/

 

Новости
Иранские военные попытались захватить беспилотный катер ВМС США
31.08.2022
Обозреватели издания The Drive рассказали, что иранские военные попытались захватить американский беспилотный катер Saildrone Explorer. Сообщается что, что инцидент произошёл 29 августа около 23:00 в Персидском заливе.
Фотографии разбитой техники ВСУ на Николаево-Херсонском направлении опубликованы в Сети
31.08.2022
Российские военные сорвали попытку украинских националистов перейти в «контрнаступление» на Николаево-Херсонском направлении, при этом противник потерял большое количество бронированной и автомобильной техники, а также понес значительный урон в живой силе.
Украинское издание «Страна» сообщило об ударах ВС из РФ по объектам военной инфраструктуры
31.08.2022
Вооруженные силы Российской Федерации в ходе спецоперации продолжают наносить удары по объектам военной инфраструктуры Украины. Украинские СМИ пишут, что в над городом Харьков были обнаружены российские ракеты.
Удар по администрации Энергодара был нанесен беспилотником ВСУ американского производства
31.08.2022
По зданию администрации города Энергодар нанес удар беспилотник-камикадзе ВСУ американского производства. Об этом заявил глава военно-гражданской администрации Запорожской области Евгений Балицкий.
В Белоруссии был заснят эшелон с десятками танков без опознавательных знаков
31.08.2022
В городе Борисов Минской области местные жители засняли большую колонну военной техники, включающую в себя десятки танков, бронетранспортёров и ЗРПК. Местные указали, что эта бронетехника была отремонтирована на заводе Борисова и сейчас отправляется на юг страны.
МО Украины после провала контратаки ВСУ на Херсон ужесточает цензуру
31.08.2022
Киевское командование после провала контратаки на Херсон ужесточает цензуру для СМИ. Как сообщает Ufanotes.ru со ссылкой на "Военное Обозрение", украинские военные разработали специальную методичку, в которой указывалось, что можно писать, а что нельзя.
RusVesna: вторая попытка контрнаступления ВСУ на Херсон провалилась
31.08.2022
Россия продолжает проведение специальной военной операции (СВО) на Украине. Стало известно о провале второй попытки контрнаступления украинской армии на Херсонском направлении. Подразделения противника начали наступление 30 августа, однако были встречены мощным огнем российской армии.